О предке Прометея или как создавался Чужой

Сигурни Уивер - Рипли

Успех «Звёздных войн» изменил всё.  «Одиссею 2001 года» отнесли скорее к неудаче, но вот Джордж Лукас доказал, что научная фантастика это не только удел фильмов класса В, но и хорошие деньги. Все студии устремились на разработку золотой жилы, но студия 20th Century Fox дистрибьютер «Звёздных войн» сделала рывок на старте –  Дэн О’Бэннон, Рональд Шасетт уже писали  сценарий на космическую тему «Чужой». Студия быстро нашла  режиссёра для проекта, и Ридли Скотт начал снимать фильм летом 1978 года.
25 мая 1979 года, ровно тридцать три года тому назад, состоялась премьера картины, которая установила высокий стандарт в жанре научно-фантастический хоррор и подняла рейтинг Скотта на невиданную высоту. Через какие-нибудь четыре дня режиссёр вернётся туда, где всё для него так счастливо сложилось – на экраны выходит «Прометей», частичный приквэл  «Чужого». Чтобы отметить юбилей в преддверии выхода «Прометея», редакция блога The Playlist выбрала пять самых интересных моментов, связанных с историей создания «Чужого».

1. За идею «Чужого» надо благодарить пляжный надувной мяч.
Сценарист Дэн О’Бэннон сначала поработал в  sci-fi  комедии «Тёмная звезда» Джона Карпентера, где не только участвовал в написании сценария, но и сыграл главную роль. В этом фильме команда астронавтов взяла на борт инопланетное существо в виде надувного мяча, который передвигается по всему судну, а все его ловят. Но  О’Бэннон хотел что-то более устрашающее, чтобы всё вращалось вокруг внушающего ужас инопланетного существа.
Вскоре к нему присоединился Рональд Шасетт, который собирался работать над адаптацией  рассказа Филипа К Дика «Мы вам всё припомним» (в последствии ставшим «Вспомнить всё»), и в результате парочка засела за сценарий под названием «Звёздная тварь», который потом переименовали в «Чужого».
Они намеренно не стали тщательно разрабатывать человеческие характеры, решив сосредоточиться на существе, что оказалось вполне оправданным. Сначала сценарий хотели продать компании Роджера Кормана, но студия 20th Century Fox проявила неподдельный интерес.


2. Роберт Олдрич, Питер Йетс или Джек Клейтон могли снять «Чужого»
Изначально студия имела виды на испытанных в деле ветеранов, таких как Питер Йетс («Детектив Буллитт», «Друзья Эдди Койла», «Костюмер»), Джек Клэйтон («Невинные», «Путь наверх», «Великий Гэтсби») и Роберт Олдрич («Грязное дело», «Целуй меня насмерть»)
Олдрич был ближе всего к тому, чтобы сесть в режиссёрское кресло «Чужого», но когда продюсеры с ним встретились и поговорили, они поняли, как легкомысленно он трактует будущий sci-fi  хоррор. На вопрос, каким он представляет себе инопланетное существо, он ответил: «Накидаем ему на лицо каких-нибудь внутренностей. Никто и не вспомнит его, покидая кинотеатр».
К счастью, продюсеры увидели фильм Ридли Скотта «Дуэлянты», дебют молодого британского режиссёра рекламных фильмов. Скотт пытался найти финансирование для своей эпической костюмной драмы «Тристан и Изольда» на студии Paramount, но так и не получил зелёный свет для этого проекта. После первой же встречи с продюсерами стало ясно, какого режиссёра они заполучили. Скотт сразу рассказал о своём видении проекта, и продюсеры тут же удвоили стоимость проекта с 4 миллионов до 8.


3. Сигурни Уивер смогла обойти Мерил Стрип в кастинге на роль Рипли.
Том Скеритт был самым первым, кого выбрали на роль капитана корабля «Ностромо», Далласа. Гарри Дина Стэнтона пришлось уговаривать сыграть механика Брэтта. Он согласился сниматься лишь после того, как ему сказали, что «Чужой» это больше триллер, чем sci-fi.
Тем временем, Джон Хёрт, призванный сыграть помощника капитана Кейна и несчастный инкубатор для жуткого существа, должен был ехать сниматься в Южную Африку. Решили его заменить на Джона Финча («Макбет» Романа Поланского и «Исступление» Альфреда Хичкока), который заболел буквально в день съёмок и слёг с тяжёлым бронхитом. К счастью, случились перестановки в расписании Хёрта, и он благополучно вернулся в команду «Чужого». Конечно же, ключевая роль отводилась Эллен Рипли и Скотт склонялся к тому, чтобы взять неизвестную актрису. Когда Вероника Картрайт («Вторжение похитителей тел»)  летела на переговоры с режиссёром, она почему-то была уверена, что станет играть Рипли, но в результате, её уделом стала роль штурмана Ламберт. Ридли Скотт всё никак не мог решиться, кого взять на роль Рипли – Сигурни Уивер или Мэрил Стрип, на которую буквально обрушился сумасшедший успех после «Охотника на оленей» Майкла Чимино. Мы знаем, куда склонилась его чаша весов в окончательном варианте.


4. Чужого сыграл двухметровый нигерийский студент дизайна и графики
Естественно, самой животрепещущей проблемой оставался сам чужой. Именно от того, насколько убедительно он будет создан, зависел весь саспенс фильма. О’Бэннон уже встречался со швейцарским дизайнером  Гансом Гигером во время работы над многострадальной «Дюной» Алехандро Ходоровски, он же порекомендовал Скотту  Жана «Мёбиуса» Жиро.
Эротические рисунки Гигера несколько напугали начальство студии  Fox, но Скотт бился не на жизнь, а на смерть, отстаивая эту концепцию – сегодня они часть киноистории. Когда пришло время создания самого чужого, Гигер использовал всё, что под руку попадётся. Хвост-щупальце ксеноморфа был сделан из кишечника овцы. Когда его рассекали, он содержал в себе множество ракообразных (сцена, в которой ксеноморф прогрызает грудь своего инкубатора, снималась в один приём и актёрам лишь смутно поведали, что в ней будет происходить: реакция Вероники Картрайт на брызги крови самая что ни на есть спонтанная).
На создание костюма Чужого потребовался позвоночник змеи, человеческий череп и трубки для охлаждения из Rolls Royce. В предкомпьютерную эру в таком деле требовался актёр, и кто-то нашёл Боладжи Бадеджо в одном из баров Лондона, нигерийца 2 метров 18 сантиметров роста, очень стройного. Он был идеальной находкой для роли Чужого. Студент прошёл подготовку в классе пантомимы и тай чи, чтобы все движения выглядели органично. Однако, ни он один успел поносить костюм Чужого. В особо затейливых сценах участвовали каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скэммел. И если бы Скотт сумел настоять на своём, Чужой вышел бы триумфатором картины, сократив при этом шансы на франшизу, потому что режиссер видел только один разумный финал: ксеноморф отгрызает голову Рипли, а затем начинает вещать её голосом. Слава богу, победила другая версия.


5. Дети Ридли Скотта в сцене с обнаружением космического жокея
Фильм «Чужой» производит неизгладимое впечатление в отношении дизайна. Скотт сражался за дорогостоящий дизайн, а студия хотела сэкономить. Например, сцену обнаружения Космического Жокея сочли просто экстравагантной тратой денег. Режиссёр сумел её отстоять и показать во всей красе. Чтобы сделать акцент на масштабности происходящего, Скотт поместил двух своих ребятишек Джейка и Люка (они сегодня сами стали режиссёрами), а также сына своего оператора в маленькие версии космических скафандров, при этом используя те же самые экстерьеры корабля Ностромо. Костюмы были настоящим бедствием проекта – нейлон в качестве подкладки, ни вентиляции, ни охлаждения. Фильм снимали в жару, актёры регулярно теряли сознание, поэтому под рукой всегда находились кислородные подушки. И всё же, зная, что эта сцена является стартовой для «Прометея», все согласятся, что игра стоила свеч. Макет Чужого был выставлен на обозрение публики у Египетского театра в Голливуде, и нашлись особо рьяные религиозные приверженцы, которые пробовали сжечь макет, считая его исчадием ада и созданием дьявола.

Источник The Playlist

Понравился пост?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *