Мои впечатления после «12 лет рабства»

Если главной задачей Стива Маккуина было заставить почувствовать себя рабом хоть на время просмотра его картины, то лично для меня он эту задачу решил. Я всё время чувствовала, что нахожусь среди забитых, униженных, потерявших себя людей. «Насладиться» этим ощущением, глубоко проникнуть в такой реализм, помогает неспешность картины. Мельтешение убило бы наше растворение в среде. Слава богу, каждая история рассказана с толком и без современного клипового безумства.  «12 лет рабства» — большое полотно, оно позволяет рассмотреть жизнь рабов и их владельцев детально. Прежняя жизнь Соломона показана через флэшбэки – его трагедия обрушивается сразу. Вот он респектабельный отец семейства и уже чего-то достиг в жизни — хороший скрипач и его зовут на праздники.

Желание заработать денег загнало его в ловко расставленную ловушку – из свободного Нью-Йорка его выманивают в Вашингтон и, напоив какой-то дрянью во время обеда в ресторане, выкрадывают. Когда Соломон приходит в себя, он видит  кандалы на руках и ногах. Сквозь решётку виднеется роскошное здание Капитолия и к нему взывает в беспредельном отчаянии новоиспечённый раб: «Помогите, хоть кто-нибудь!»

И Соломон пошёл по этапу.

Не знаю, как вообще можно свыкнуться с мыслью, что вчерашней жизни не существует. Та жизнь, где он был хозяином сам себе, воспитывал детей, занимался музыкой, входил в магазинчики и на равных со всеми выбирал себе шёлковый галстук и мелкие пустячки, станет для него такой же фантастикой как полёт к Марсу. Кстати, в магазинчике, куда входит со своей семьёй Соломон, происходит любопытная встреча. Вслед за Соломоном в магазин входит негр, чей-то раб, и он горит желанием обратиться к Соломону, но не смеет, а Соломон слишком занят собой, чтобы обращать внимание на чьих-то слуг.

Эта картина вернулась к Соломону в воспоминаниях, потому что напомнила ему, как беспечен и невнимателен он был к людям. Он зазнался, стал забывать свои корни, а ведь эта страшная жизнь шла с ним по улице, но он купался в своем счастье.

Да, рабство существует, но где-то там, в Джорджии, Луизиане, и к нему, Соломону Нортапу, не имеет никакого отношения. Ах, как он ошибался.

Целая галерея человеческих характеров проходит перед нами, и мы смотрим на них глазами Соломона. Господа, кто-то чуть добрее, чуть милосерднее, но все отвратительны как класс.

Мистер Форд, герой Камбербэтча вроде добрый и в полном восхищении  от инженерных способностей своего раба, но он кровь от крови представитель своего класса. Догадываясь, что Нортап не простой раб, он и слышать не хочет его историю, она ему неприятна, а уж тем более, помочь ему вернуть свободу. За раба заплачено как за хорошую скаковую лошадь, тысячу долларов, и мистер Форд никогда не откажется от этих денег добровольно.

Он дарит Соломону скрипку и говорит, что это самое малое, чем он может ему услужить, надеясь, что тот ещё долго будет радовать их своей музыкой.

(В этот момент зал в негодовании выдохнул. Написала о зале не зря, народ подобрался тонкий – мне показалось, пришли фанаты Майкла или Чиветела, или Маккуина, или Бенедикта. Или просто захотели окунуться в хорошо рассказанную историю).

Камбербэтч где-то во второй половине картины, отдаёт своего раба Эдвину Эппсу. За долги. В историю входит Фассбендер.

Это настоящая феерия, игра Майкла. Такой палитры чувств и настроений не помню ни в одной его роли. Господин Эппс ограниченный, ревнивый, злой человек. Он плохой хозяин, его поместье запущенно, ему на всё плевать, потому что в его жизни наступил полный раздрай из-за его болезненно «неравного» чувства к собственной рабыне Пэтси (Люпита Нионго).

Как многозначительно и напряжённо умеет молчать Майкл. В роли Эппса его креативность приводить в восхищение – ни разу не повторился, сыграл разные стадии ярости, рассказал историю своего персонажа не только с отвращением, но и сочувствием и даже с сарказмом. Поразительно, но при всём трагизме происходящего, именно этот самый ненавистный герой вызывал смех у зрителей.

kjhn

При всей своей отвратительности, он был комичен и жалок. Хотелось просто аплодировать тому, как Майкл умудрился передать противоречивость Эппса. Кто бы сомневался! Стив Маккуин в который раз поставил Фассбендера в центр своего фильма и пусть эта роль считается не главной, это ничуть не умаляет его заслуг. Кто-то придумал называть актёров, умеющих мгновенно преображаться, хамелеонами. Истинный хамелеон наш великолепный Майкл в роли жестокого и трусливого плантатора.

Пару слов скажу о Брэде Питте. Он появляется в жизни Соломона в тот период, когда его отчаяние сменилось на безразличие – его столько раз предавали и подставляли, что надежды вырваться из ада совсем не осталось ведь довериться никому нельзя. Питт играет сезонного плотника, нанятого Эппсом  построить летний домик, ротонду. В споре с хозяином персонаж Брэда Питта выражает всю философию существования омерзительного рабства, подводит черту — так больше жить нельзя, приводя Фассбендера в тихую ярость. Имей он право наказать белого, он бы его удушил, чтобы не сеял семена бунтарства в сознание рабов.

Питт задействован в двух коротких сценах, но без этого персонажа история невозможна, он — ключ к свободе Соломона.

Что можно сказать о Чиветеле… Много страдания. Мало таких страдающих персонажей в кино. Тяжело видеть плачущего мужчину. Такого большого, красивого Чиветела со слезами в огромных красивых глазах. Буду болеть за него, хочу, чтобы он получил Оскар, он его выстрадал.

Не меньше меня восхитила Люпита Нионго. С таким достоинством сыграть рабыню! Её Пэтси несёт свою ненависть к хозяину как мученический крест, она презирает его и готова умереть, чтобы прекратить ненавистные для неё отношения. Сколько детской чистоты осталось в её персонаже после бесконечного битья и насилия. Слышала, как люди всхлипывали, жалея девушку. Или это я сама давилась в рыданиях? Дайте Люпите Оскара, она его заслужила за годы унизительного рабства у Фассбендера!

Очень понравилась музыка Ханса Циммера, ненавязчивая, но отлично передающая ритм. А песни рабов на плантации просто восторг.

Картинка тоже хороша. Ещё бы, если режиссер работает на всех картинах с одним оператором, Шоном Боббитом, и сам является художником.

Фильм «12 лет рабства» часто вызывал у меня ассоциации с таким же отвратительным периодом в нашей российской истории, крепостничеством. Вряд ли у нас кто-то сподобится поставить что-то в таком же духе.

Спасибо Стиву Маккуину и всей его замечательной актёрской команде, которые напомнили нам так впечатляюще, что любое рабство это отвратительно.

Понравился пост?

Мои впечатления после «12 лет рабства»: 9 комментариев

  1. Если раньше я довольно спокойно ждала возможности посмотреть, то после рецензии появилось такое желание, аж зубы сводит! Браво, Наташенька!

     
    • Юлечка, дорогая, я как всегда напросилась на комплимент, но я рада, что подвигаю тебя к просмотру. Очень добротно, как в старые времена, рассказана история. Я истосковалась по такому кино.

       
  2. Я могу только надеяться,что после Нового Года этот Фильм можно будет найти хотя бы в пиратском издании приличного качества на Горбушке.
    Мечтаю посмотреть! Присоединяюсь к YuliYa-и у меня зубы свело.
    Ваша рецензия просто великолепна. Спасибо,дорогая Georgina.

     
    • Мои дорогие девочки, захваливаете меня излишне, я даже смущаюсь, правда. Мои посты это просто эмоциональная реакция на фильмы. Вашу дружескую критику с удовольствием приму — кто как ни друзья подскажут и направят?

       
  3. Ни на одном сайте нет пока нормальной копии фильма. Везде одна и та же, снятая с большого экрана копия с безобразным звуком (невозможно подчас ничего понять) и прыганием экрана из стороны в сторону. И все равно обрыдалась! Фасси просто гениален, что, в общем-то, для меня никакая не новость. Об остальных промолчу, Натали уже все сказала. Надо было, конечно, потерпеть и дождаться возможности посмотреть в нормальных условиях, но уже не было сил ждать (опять же Наталья виновата).

     
  4. «Фильм «12 лет рабства» часто вызывал у меня ассоциации с таким же отвратительным периодом в нашей российской истории, крепостничеством.»

    Ну только надо еще не забывать, что в свободных и демократических США только в 60ых годах (всего 50 лет назад!) отказались от сегрегации и вроде как, официально уравняли негров в правах с белыми…
    Ну а в чумазой тоталитарной Рашке, это произошло 100 с лишним лет назад. Вот такие мы недалекие дикари. Да и крепостичество — это не рабство, в таком виде в каком практиковалось в цитаделе добра и справедливости США.

     
  5. Фильм «12 лет рабства», несмотря на имеющиеся в нём недочёты, получился очень сильным, эту ленту можно с уверенностью назвать лучшей работой режиссёра за всю его карьеру. Ему удалось снять реалистичный и максимально правдоподобный фильм о самом мрачном периоде в истории человечества. Эта картина заслуживает абсолютно всех номинаций, на которые её выдвинули, и внимания зрителей.

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *