«Свет в океане» — глубокая драма о всепрощении

1463520973054

Это очень тяжёлая картина, но в ней есть свет – не зря маяк занимает так много места в жизни героев. И, как говорит герой Майкла Фассбендера, Том Шербурн: «Он светит для всех нуждающихся».

«Свет в океане» — отзыв о фильме:

Маяк в океане и остров, на котором он находится, становится местом остановки Тома после долгой войны в Европе. В его глазах застыл весь ужас …

бессмысленного кровопролития, весь он словно заморожен, как и его ноги, онемевшие от постоянного пребывания в ледяной грязи траншей.

Он немногословен, весь устремлён внутрь себя, где роятся вопросы к небу и невосполнимая боль утрат.

Место смотрителя маяка только со стороны кажется романтически привлекательным. Оно по определению принуждает Тома обращаться в своё военное прошлое и заставляет проходить через ад снова и снова. Встреча Тома с Изабель это его робкая надежда на другую жизнь. И не возьми девушка всю процедуру ухаживания в свои руки, Том никогда бы не сделал ей предложение. Вернее, она сама предложила себя в жёны.

Michael Fassbender is Tom Sherbourne and Alicia Vikander is Isabel in THE LIGHT BETWEEN OCEANS, written and directed by Derek Cianfrance and based on the acclaimed novel by M. L. Steadman.

Сцена пикника – ключевая в картине. В ней физически ощущаешь сомнения Тома – Какая женщина в своём уме согласится с ним жить? Всё, к чему он прикасается, увядает. Война по-прежнему наступает ему на пятки и держит его там, на поле, усеянном могилами.

Свет в океане — Изабель:

У Изабель свои счёты с войной – два брата не вернулись с фронта. Она думает о них, о своих горюющих родителях, и Том кажется ей человеком, с которым можно жить на острове среди океана.

maxresdefault

Сколько в Изабель фонтанирующей энергии, радости, физического счастья! Как чуток к ней Том!

Музыка Александра Деспла словно омывает зрителя вместе с волнами океана, такого разноликого –  то колыбель для влюблённых, то страшная разгулявшаяся стихия.

Символы и аллюзии фильма Свет в океане:

В картине множество символов – старое пианино, на котором Изабель перебирает клавиши, расстроено, что сразу настораживает  — уж не пойдёт ли их совместная жизнь прахом? Страшные сцены преждевременных родов – два подряд выкидыша, чувство вины Изабель усугубляется – она не может выносить детей, она ущербная. Смотреть эти моменты жутко. Жалость и сочувствие Изабель доходят до эмпатии – словно сама проходишь через этот ужас потерь. Как страшно смотреть на Тома в эти минуты – он готов отдать свою жизнь, лишь бы облегчить боль жены, которая кричит: «Том, останови это, спаси ребёнка». Отчаяние вползло в дом. И как ответ на призыв к небу – лодка в океане с умершим мужчиной и плачущей крохотной девочкой.

Новое испытание для семьи. Выбор. Вновь ситуацию берёт в руки Изабель.

Разве она не настрадалась? Разве они не заслужили этого малыша? Разве отдать девочку в сиротский дом лучше? Вся решимость Тома пала под напором таких неоспоримых аргументов. (Сцены с ребёнком трогают до глубины души – зная, как близки Алисия Викандер и Майкл Фассбендер в реальности, верится, что они сами готовы испытать родительские чувства и завести собственных малышей. Никаких неуклюжих движений – прирождённый отец и мать, эта восхитительно красивая пара!)

the-light-between-oceans

Счастье растить собственного малыша переполняет обоих – они и вправду этого достойны. Кажется, демоны отступили, кажется, личная война, наконец, закончилась. Но пресловутая причинно-следственная цепочка никуда не делась – приснопамятный слоган «За всё надо платить» не ушёл из жизни Шербурнов. Год спустя, приехав на крещение маленькой Люси в город, Том видит на церковном кладбище женщину.

the-light-between-oceans-9

Потом узнаёт её леденящую душу историю. Это и его история тоже, и она возвращает его к тому же состоянию, в котором он пребывал до встречи с Изобель. Только теперь он может стать предателем и чуть ли не убийцей её счастья.

the-light-between-oceans-7-mavericks-vfx csm_lbo-13723_1400_b762d310d4

Пересказывать дальше картину не буду, скажу о своих впечатлениях.

Впечатления от просмотра фильма:

Картина заставила меня побывать в шкуре каждого из трёх главных героев – и, признаюсь, я растерялась. У меня нет прямого ответа, с кем я. Мне жалко родную мать найденной девочки, мне безмерно жаль Изабель, но я и сочувствую Тому, который сыт по горло войной и не хочет множить несчастья. Всю картину я металась, как назвать поступки Тома, если не предательством? Зачем он так жестоко уничтожил надежду на счастье? Здесь прошу об одном – потерпите до финала картины. Только последние кадры дадут вам право навешивать ярлыки. Что посеешь, то и пожнёшь. На лжи и обмане никогда не построить дом, где будет место счастью. Расплата обязательно настигнет, подкараулит в самый уязвимый миг.

В картине незримо присутствует четвёртый взрослый персонаж, умерший человек в лодке, отец малышки. Именно его слова «Прощаешь один раз, а ненавидишь всю жизнь», сказанные жене, стали той животворящей силой, которая так примирительно расставила акценты в жизни героев «Света в океане». Только вдумайтесь – сколько сил надо потратить на длительную испепеляющую ненависть. А прощение – надежда на новую страницу, возможность оставить прошлое в прошлом и зажить, наконец, настоящим.

Об актёрах фильма Свет в океане :

10401722_the-light-between-oceans-2016-movie-trailer_d7dd6ed9_m

Актрисы, Рэйчел Вайс и Алисия Викандер, сыграли очень сильных женщин.

Ханна, персонаж Вайс, сделала непростой выбор, вышла замуж за немца, в то время как австралийские мужчины проливали кровь на войне с Германией в 1914. В одночасье она потеряла любимого мужа и дочь, но научилась самой тяжёлой науке в жизни – прощать. Вайс очень тонко показывает трансформацию своей героини, выпившей горькую чашу до дна – меня очень тронула сцена, где она не верит своим ушам, слыша, как ребёнок обратился к ней со словами «Мама».

Алисия Викандер изумительно хороша в роли Изабель. Отмечала про себя, как она отличается от стереотипных конвейерных красоток Голливуда, какое живое у неё лицо! Её игра убедила меня в той истории, что она рассказала о своей героине. Она импульсивная, страстная, жаждущая жизни во всех проявлениях, очень современна. Поразительный тандем – она и Фассбендер.

Я ужасно пристрастна к игре Майкла и заведомо люблю его в каждой новой роли. У меня в голове вдруг возникла параллель  с его недавним «Макбетом»: воин, потеря ребёнка, страдающая жена. Фассбендер как никто другой умеет передать мучения своего героя взглядом. В его глазах проходит вся жизнь, как он это делает, не перестаёт удивлять. Постоянные крупные планы дают возможность почувствовать каждую эмоцию на лице. Сцены, где он плачет, трудно вынести, они разрывают сердце. Снова отметила его восхитительную органичность, умение растворяться в заданной эпохе – ни минуты не сомневаешься, что его Том принадлежит тому времени не только одеждой, а точёным лицом и речью.

Кстати, о речи Фассбендера – обожаю смотреть его фильмы в оригинале с субтитрами. Даже субтитры необязательно читать, как гипнотизёр он погружает меня в происходящее – следую покорно за его повествованием, как обычно. Раба любви.

Ну, и как же без хвалы режиссёру? Дерек Сиенфрэнс поставил перед зрителем сложные вопросы. Ответы тоже есть, но для каждого свои. Потребуется некоторая душевная работа, чтобы их понять. Мне нравится, когда надо работать. Если у меня нет сразу прямого ответа после картины, значит она точно удалась, и я не напрасно отсидела два часа в зрительном зале, где кроме меня были ещё два человека.

Понравился пост?

«Свет в океане» — глубокая драма о всепрощении: 3 комментария

  1. Зато вот кинокритики как-то не очень гладко прошлись по премьере фильма Свет в океане…
    Неужели опять придираются?

     
  2. Georginа, чудесная рецензия от тебя. Спасибо! Я словно снова перечитала книгу, которая всё перевернула во мне этой весной.
    И я не знала, кому из героев сочувствовать больше.
    Ну, и где тут «сироп»? Как вообще можно соединить Фассбендера и «сиропную мелодраму»? А ведь наверняка книгу не дословно экранизировали, и многое важное и страшное осталось за кадром.
    Я, конечно, зла на наших прокатчиков. А критикам, наверно, не хватило «актуальных» проблем, «голубого»вопроса, например, и т.д.

     
    • Прокат плохой. Залы пусты. Даже не смогли зазвать на такую приманку как Фассбендер. Честно говоря, давно не видела что-то подобное. Первая часть картины очень созерцательная — единение с природой. Мне понравилось, как сдержанно, малыми средствами, скупо, Майкл воссоздаёт своего героя — ничего лишнего, зато как веришь ему. Как он надёжен. Ещё одна жемчужина в его фильмографии. Очень бы хотелось, чтобы ты увидела картину и сравнила с книгой. Я до сих пор не прочитала книгу.

       

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *