Аквариум \ Fish Tank (2009) – режиссёр Андреа Арнольд

постер фильма АквариумФильм «Аквариум» Андреа Арнольд смотрится на едином дыхании и достаёт до самого сердца.

Это жестокий рассказ о пятнадцатилетней девушке, обозлённой на весь белый свет, абсолютно одинокой, никому не нужной. Её очень жалко. Её мать лишь слегка старше неё по возрасту, а по развитию даже не догоняет. Все её мысли заняты вечеринками и мужиками, она всегда со стаканом спиртного в руке, в боевой раскраске и две дочери ей только мешают. И если младшая всего лишь маленький озлобленный огрызающийся зверёныш, у которой для матери припасено много эпитетов, среди которых «шалава» и «дворняжка» самые милые, то старшая мешает кадрить мужиков, потому что выросла и стала соперницей. Три женщины живут далеко не дружно, и это ещё очень мягко сказано. В принципе все предоставлены самим себе, все бесконтрольно гуляют, пьют, курят (и даже младшенькая!) В школе у девочек проблемы, да разве им до учёбы, когда они заняты исследованием жизни во всех её жутких течениях.

миаВ центре истории Миа, её играет Кейти Джарвис. Слово «играет» здесь просто неуместно, потому что она живёт в каждой сцене. Нет никаких сомнений, что вся история происходит именно с Джарвис, а не с какой-то там выдуманной девочкой.  Пять баллов режиссёру за Кейти Джарвис! Она настолько сложная и противоречивая личность, что следишь за каждым её шагом затаив дыхание. Куда ещё она ввяжется, кому разобьёт нос, где наживёт смертельных врагов…

миаОна просто стоит у окна с пластмассовой бутылкой сомнительного пойла и во всей её позе ожидание и надежда на то, что день сложится, наконец, удачно, и для неё найдутся у кого-то тёплые слова. Танцы её страсть, она мечтает танцами поменять свою жизнь. Мать тоже бесконечно танцует.

мать и дочьОна плывёт параллельно своим дочерям, лишь изредка касаясь их локтями. Мать совсем молодая, ей от силы лет 30. У неё начисто отсутствует материнский инстинкт, и ей плевать, есть ли что-то в холодильнике. Их квартира с точки зрения любого россиянина просто отменно роскошная – два уровня, у каждого своя комната, но самое поразительное, это огромная как спортивный зал лоджия, где Миа накручивает свой хип-хоп. Никто из трёх женщин даже голову не забивает уборкой, они живут на помойке с немытой неделями посудой и неубранными постелями. Словно это жилище неандертальцев, где только костра не хватает посередине комнаты.

миа с новым другомОдин день сменяет другой, Миа успевает перессориться со всем миром, забежать на охраняемый участок и попытаться спасти лошадь, которая угрюмо стоит, прикована железной цепью, вызывая неожиданные ассоциации с самой главной героиней. Также как и Миа она не ждёт ничего хорошего от этой жизни и от этих людей.

миа и лошадьОднажды мать приводит в дом очередного друга, этакого милягу Коннора (герой Майкла Фассбендера). Этот парень знает подходы к женщинам, умеет веселиться  и получать удовольствия от жизни, порой даже за гранью дозволенного. Он не только всегда в хорошем настроении, он хочет, чтобы у всех было хорошее настроение. Вроде бы такой человек должен внести покой и ясность в отношения семьи, но личность самого Коннора настолько секретна и неуловима, настолько с двойным дном, настолько непонятны его планы, что недоверие, вражда и соперничество лишь усугубляются.

Коннор предлагает всем отправиться на пикник за город, мать категорически против Мии, она хочет Коннора только в единоличном пользовании. Миа, которая всегда бунтует против всего, неожиданно соглашается ехать на природу. Она неожиданно тиха, спокойна и расслабленна. Коннор, закатав джинсы, сразу входит в реку. Он собирается ловить рыбу руками. Миа с испугом, нащупывая дно ногами, идёт к нему. Он объясняет, что надо делать, чтобы направить рыбу к нему. Опустив руки в мутную воду, он через секунду вынимает огромную трепещущую рыбину и гордо несёт её на берег, ну прямо как древний человек с добычей.

добыча коннораМиа возвращается следом. На берегу обнаруживается, что у неё на ноге рана. Кровь льёт ручьём. Коннор спешит на помощь. Мать, содрогаясь от отвращения, наблюдает со стороны. Коннор оказывает первую помощь и несёт Мию на спине до машины. Прикосновение тел, возбуждение от вида крови, обнажает и делает явным всё, что до этого лишь витало в воздухе.

коннор и миаСцена на реке зловеще символична, но парадокс в том, что эти символы и тайные смыслы прочитываются много позже. Сейчас же это просто настоящая идиллия, временная передышка, исключительный момент всей картины «Аквариум». Кстати, река, природа и даже краски, напоминают среднюю полосу России, всё кажется таким до боли знакомым. Никак не ожидала увидеть это в английском фильме.
После поездки на реку сближение Мии и Коннора неизбежно.  В доме, где свидетелем секса может стать любой (и с удовольствием это делают!), а мать частенько невменяема, Коннор без труда становится объектом восхищения. Он, умеет вызвать на откровенность и добиться доверия. Несколько добрых слов, которые, как известно, и кошке приятны, и вот уже Миа танцует перед ним танец, который приготовила на конкурс. Потом он просит её сесть рядом с ним, потом… Да вы же сами знаете сказку про Колобка и как всё это закончилось…

миа и коннорКоннор, надевая штаны, сказал, что это вышло случайно, что это надо держать в тайне,  и они поговорят об этом потом. Миа соглашается со всеми пунктами, ведь её жизнь радикально поменялась, ведь появился любимый, любящий, кажется, даже принц.  Утром её разбудили слёзы матери, которая, наконец, поняла, что проспала всё на свете. Но Миа не верит, что в жизни бывает всё именно так, сразу. Она беспрестанно звонит Коннору, но он недосягаем. Она отправляется к нему домой, что не близко, встречается с ним на пороге, он в ярости, панике, страхе. Фассбендер умеет передать целую гамму чувств одновременно. Он отвозит  Мию на станцию, даёт ей деньги на дорогу, целует, уверенный, что проблемы устранены. Девушка возвращается к его дому. Запертые двери и окна для неё не преграда. И вот она на его чистенькой кухне, где всё дышит уютом и порядком. В коробках детские игрушки. Вот его настоящая жизнь, в которую он не впустит никого. В этой размеренной педантичной предсказуемой жизни Миа лишь мимолётный эпизод, приключение, о котором пора забыть. Почему-то кажется, что такие эпизоды случаются не впервой в его трудовой практике.

миа в дорогеСможет ли Миа оправиться после такого удара, куда заведёт её дорога, и кто встретится на её пути; очередное чудовище или добрый чуткий человек, остаётся только гадать.

Миа в эпицентре событий, поэтому всё зависит от игры Кейти Джарвис. И она не подвела. В ней столько правды, она так органична, что порой кажется, это  документальное кино. Интересно, что девушку нашли в таком же районе, где живёт Миа. Ассистент по кастингу стала свидетелем яростной ссоры между Кейти и её другом в Тилбури, той самой станции, где Миа ждёт электричку в фильме. Джарвис было 18 лет, когда она родила дочку, Лили Мэй. Простой расчёт показывает, что когда она забеременела, ей было почти столько же, как Мии.

Также неизвестно, в какую сторону направится сама Кейти Джарвис после невероятного успеха фильма «Аквариум». Канны, красная дорожка, фотосессии, пресс конференции, награды, невероятное внимание огромного количества людей. Ею заинтересовались агентства, подписаны контракты. Она уже успела отказаться от двух проектов.

Андреа Арнольд два года спустя добилась ещё одной немаловажной победы, сняв потрясающий во всех отношениях «Грозовой перевал». Фильм получает многочисленные призы на фестивалях и положительную реакцию критиков и зрителей. В списке Арнольд всего несколько фильмов на сегодняшний день: в коротком фильме о матери алкоголичке «Оса» (2003) звучат знакомые темы «Аквариума». В 2006 Арнольд сняла триллер  “Красная дорога”. Что станет следующим проектом режиссёра, остаётся только гадать. Возможно, судьба ещё раз сведёт Арнольд и Джарвис вместе…

трейлер фильма Аквариум

Понравился пост?

Аквариум \ Fish Tank (2009) – режиссёр Андреа Арнольд: 5 комментариев

  1. Потрясающий фильм, я уже не один день под впечатлением.
    Героиня просто невероятная, даже сомнений не возникает что это все с ней происходит.
    Фассбендер – без комментариев :).

     
  2. А почему “Фассбендер без комментариев”? Великолепен как всегда в роли негодяя?

     
    • Да, негодяй из него знатный. Вот и поверь потом что это не его истинная природа.

       
  3. Вот так кинокартина! Дейстивительно, задумываешься о символической связи между названием фильма и происходящим действием лишь после просмотра. Во время самого просмотра хочется просто лицезреть и заворожённо наблюдать за жизнью людей. При этом видно как сами герои начинают наблюдать друг за другом, как-будто всматриваются в аквариум. А ведь так и есть по сути – наша жизнь и есть один сплошной аквариум, в котором мы люди, словно, рыбки барахтаемся и в итоге всплываем брюхом к верху, когда она заканчивается. Самое забавное, что отвращения в фильме Аквариум никто не вызывает, а наоборот, сочувствуешь и сопереживаешь главным персонажам. Да, картина однозначно оставит глубокое впечатление после просмотра!

    Кстати, фильм был выполнен компанией IFC, которая делает возможным распространение в массы независимого кино (включая даже запрещённое! – к примеру, хоррор-фильм Человеческая Многоножка режиссёра Тома Сикса 8))

     
  4. Тааак не хотела этот фильм смотреть … Нырком посмотрела и то не сразу, а частями. До тошноты достоверная история, просто нет слов – фильм практически документален. Сразу много всплыло в памяти того, чего иногда не надо вспоминать. Не смотря на гнетущее состояние от фильма, у меня лично все же осталось впечатление , что впереди у героини все может быть и сложится достаточно положительно.

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *