Потрясающий Макбет

Свершилось – я посмотрела, наконец, «Макбета». Наверное, успела вскочить в вагон последней электрички и ужасно рада, что успела, что теперь могу держать в себе все эти образы, эти шекспировские лики, эту суровую красоту Шотландии и огромные глаза Фассбендера, полные слёз – его герой упал в бездну. Он всё знал про себя, понимал, что кончится именно так – расплатой за содеянное. Странно (или нет?), что никогда раньше я не испытывала сочувствия к этому персонажу, он вызывал однозначную реакцию – неприятие.

Да и как сочувствовать человеку, рвущемуся к власти любой ценой – по трупам. Однако Джастин Курзель и Майкл Фассбендер сумели вытащить из глубин этого персонажа что-то такое горестное, найти в нём такую боль, которая не может не отозваться в душе настроенного на трагедию зрителя. Эта боль начинается со сцены похорон маленького сына генерала Макбета, единственного ребёнка, ради которого старается отец на службе у короля Дункана. Смерть малышей в такие суровые времена не новость – грязь, холод, на дворе 11 век. После похорон опять в битву, вновь отражать набеги самозванцев, посягающих на корону. В постоянной рубке и сече Макбет хоть как-то забывает о домашнем горе. Именно на поле брани нам позволено заметить, что он не махровый злодей, что в нём осталось человеческое. Вот он смотрит в глаза мальчишке, который через минуту погибнет в бою. Этот мальчишка, очевидно, проекция на сына, каким бы он мог стать, не скоси его недуг. В битве Макбет страшен, его меч не знает пощады, он словно ищет смерти, ведь душу ничто не греет.

Странно (сколько раз ещё придётся повторить это слово здесь?), но до этого фильма я никогда не думала, что так радикально развернуло Макбета, храброго воина, хорошего отца и любящего мужа и превратило в монстра. Всё автоматически списывалось на Леди Макбет, змею, которая подтолкнула мужа к первому убийству. Конечно, она убрала его сомнения, она поддержала это пламя жажды воссесть на престол и править вместо того, чтобы голову склонять. Для неё это желание превратилось в наваждение, оно притупило материнское горе, заместило страшную пустоту, в которой она сгорала ежечасно.

Подначив сомневающегося мужа на убийство короля, она затем с ужасом смотрит на того, кого сама вылепила – Макбет не может остановиться, превращаясь в серийного убийцу. Когда смотрела фильм, в голове бились главные мысли «Зачем эта бойня? Зачем люди устраивают войны? Зачем ломают свои короткие жизни? Ради денег, богатства, власти? Получив всё это обманом, убийством ближнего, как можно радоваться жизни? Радости не будет, счастья не будет – останется только пустота. Нет преданного друга Банко, нет детей и жены Макдуфа, нет короля – остались тени, призраки, они всегда рядом и не дают возрадоваться короне, которая досталась через кровь.

«Макбет» – потрясение. Потрясение стереотипов, во всяком случае, для меня очень многих – Шекспир мне всегда казался излишне назидательным, а его герои прямыми и понятными: злодей так злодей и чего там раздумывать. Но здесь Макбет вызывает сочувствие – на войне ему всё понятно, всё однозначно. Вступив же на домашнюю почву (где царит горе и уныние, где надо поддержать жену, утешить её как-то, найти слова, дать ей смысл жить дальше!), он пасует, сдаётся, становится управляемым (сцена секса самая яркая иллюстрация манипуляции) – все сомнения отброшены – жена лучше знает, как поступить.

Фассбендер – чудо. Давно знаю, что он уникальное явление и каждый раз удивляюсь, как он ткёт свои образы прямо перед моими глазами – создаёт их из воздуха, лёгких движений ресницами, вздохов – ничего грубого, аффектирующего, всё только для тех, кто замечает. Как он произносит свои гигантские монологи! Когда он умудрился выучить этот тяжелейший, вычурный текст, трудно читаемый и также трудно воспринимаемый слухом. Как звучит его голос! Сколько в нём красок (смотрела на языке оригинала с субтитрами). Какой он разный, его Макбет!

Рубака, убийца, зверь, страдалец, подросток, скачущий вокруг своего трона и вдруг – ребёнок – смотрит преданно в глаза своей жены, а по щеке ползёт слеза: «Спаси мою душу, я гибну!» Гений преображения наш Майкл.

Хороша Марион Котийяр. Тысячу раз рада, что картонная Портман не попала в проект, она бы всё загубила. Котийяр очень тонкая актриса, такая божественная алхимия царит между нею и Майклом.

Её роль также сломала моё представление о Леди Макбет, и я благодарна актрисе, что пришлось переосмыслить устоявшееся со времён института представление. Как хотелось воскликнуть: “Что же ты наделала со своей и его жизнью! Зачем?”

Спросите меня, кто не на месте в этом изумительно гармоничном ансамбле под названием «Макбет»? Великолепен мой любимый Дэвид Тьюлис в роли короля Дункана. Слежу за этим актёром со времён «Сердца дракона» и обожаю его трансформации.

Хорош Шон Харрис (в «Прометее» и «Наш против нас» с Майклом!) в роли Макдуффа, немезиды Макбета.

Пэдди Консидайн в роли Банко, единственного друга Макбета, вызывает целую бурю чувств – в нём, как в зеркале, отражаются поступки Макбета.

Прекрасна Элизабет Дебики в роли обречённой Леди Макдуфф.

Ещё о потрясениях: поразителен визуальный ряд и музыка. Интересная деталь – оператор Адам Аркпоу работал в фильме «Свет в океане» и сейчас снимает «Кредо убийцы». Он также был оператором в «Снежном городе» Курзеля, что говорит о теснейшем тандеме этих людей.

Музыку написал брат режиссёра – Джед Курзель. Очень впечатляющий саундтрек, симбиоз современной и старинной музыки.

«Макбет» Джастина Курзеля, Майкла Фассбендера и Марион Котийяр это обязательное зрелище для тех, кто преданно любит Шекспира и понимает, что каждое новое поколение находит в нём своё отражение.

Понравился пост?

Потрясающий Макбет: 7 комментариев

  1. Рецензия потрясающая! Ты умница, Наташенька! Написано так, что просто мурашки, и кажется, что смотришь фильм с тобой рядом. Бегу смотреть…

     
    • Как хочу, чтобы наши с тобой ощущения совпали. Я смогла передать лишь жалкие крохи своих впечатлений. Вдохнула с первым кадром и выдохнула в конце, полное растворение в действе на экране. Обязательно вернусь к этому фильму.

       
        • Так скинь ссылочку с субтитрами, это мне гораздо интереснее, чем озвученный или, не дай Б-г, дублированный!

           
          • Юля, я смотрела в кинотеатре, очень маленьком, но с большим экраном. Все зрители были нацелены на просмотр, все стояли до конца титров. Такое душевное единение. Теперь вам с Микой придётся покупать DVD.

             
  2. Очень эмоционально! Я такое люблю и очень ценю! Честно ? Очень сомневалась по поводу просмотра, но Вы меня подтолкнули , смотивировали все ж посмотреть! Я очень боюсь сопереживать, сердце слабО на такие истории. Долго потом пережевываю. Но на “Макбета” -схожу!Спасибо!

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *